Инженерное чудо XX века под названием Панамский канал
Опубликовано:
Евгений
| 05.08.2017
В предыдущей и других статьях про Панаму очень часто упоминался Панамский канал, мощнейшая жила современного судоходства, величайший инженерный подвиг в истории человечества. Поэтому невозможно было не написать про это восьмое чудо света отдельную статью. Именно он принёс стране наибольшую известность и оказал неоценимое влияние на развитие судоходства и экономики в целом на всей планете.
Панамский канал – один из самых протяжённых и напряженных искусственных водных путей в мире. “Мост” между востоком и западом. Его длина 81,6 км из них 65,2 км – вырыты, остальные километры проходят по Панамской и Лимонской бухтах. Канал соединяет Панамский залив Тихого океана с Карибским морем, поэтому судам не нужно обходить вокруг всего континента Южной Америки (12 тысяч километров) чтобы попасть в Атлантический океан из Тихого. Разница между уровнем Мирового Океана и уровнем Панамского канала составляет 25,9 метра. Ежегодно через сооружения канала проходят около 17,5 тысяч судов, несущих более 280 млн тонн груза (5 % мировых океанских грузоперевозок). Ежесуточно – до 48 судов, ежемесячно – более 1000, а суммарно на сегодняшний день совершено более миллиона проходов!
При описании канала невозможно обойтись без упоминания истории его строительства а также множества фактов и цифр. Тем кому интересно, предлагаю развернуть скрытый текст и прочитать все в подробностях.
- История строительства Панамского канала. Нажмите чтобы прочитать скрытый текст.
На протяжении нескольких веков замысел создания водного пути, соединяющего два могучих океана оставался только дерзкой мечтой. В 19 веке в связи с Калифорнийской Золотой горячкой интерес к строительству канала особенно вырос. Еще в 1855 году США построили трансконтинентальную железную дорогу, договорившись с Колумбией (Панама была ее частью). Пока США и Великобритания не могли решить кто будет рыть будущий канал, вдохновленная успехом Суэцкого канала Франция, перехватила инициативу, и в 1878 году получила от Колумбии разрешение на строительство Панамского канала.
Главой проекта стал 72-х летний Фердинанд Лессепс – на то время очень известный как глава проекта Суецкого канала. Но им был допущен ряд роковых ошибок. Первая – неправильный безшлюзовой проект на уровне моря. Лессепс был прекрасным организатором, но не инженером и сложность проекта явно недооценил. Скалы и вулканические холмы Панамы – не песок египетской пустыни. Вторая ошибка – стоимость проекта и время его исполнения. Цена была очень заниженной – 120 млн. долларов, а сроки 6-8 лет. Третья ошибка – как и в суэцком проекте, финансирование было за счёт акций купленных частными инвесторами (800 тысяч человек). Строительство началось в 1881 году. Позже стройку возглавил молодой инженер Филипп Бюно-Варилья. Начались проблемы с финансами и смертностью рабочих из-за тропических болезней – малярии и жёлтой лихорадки. В результате отсутствия противоэпидемических мероприятий погибли более 20 тысяч человек! В 1887 году Лессепс отказался от строительства безшлюзового канала и вызвал для корректировки проекта инженера Гюстава Эйфеля – отца нынешнего символа Парижа. Но денег снова не хватало и к 1888 году уже было потрачено 300 млн. долларов но выполнена лишь треть работ. Ошибка четвертая – пропаганда и пиар-компания неудачного проекта. Вкладчиков жестоко обманывали и вводили в заблуждение что все идёт по плану. Это привело к банкротству проекта в 1889 году и разорению тысяч мелких инвесторов. Ныне герой, сейчас Лессепс стал врагом народа. В результате расследования выяснилось что многие средства уходили на взятки и подкупы чиновников, членов парламента и журналистов. В 1893 году Лессепса и Эйфеля привлекли к суду. Слово “панама” стало синонимом мошенничества в крупных масштабах. В следующем году Лессепс не перенес позора и скончался в возрасте 88 лет.
Ранее США хотели построить канал на перешейке в целях усиления влияния на Западном полушарии, а также для военных целей: быстрого доступа к обоим – Атлантическому и Тихому океанам. После смерти Лессепса за дело взялся инженер Бюно-Варилья и убедил США в преимуществе продолжения французского проекта над вариантом построения нового канала в Никарагуа на который США готовы были выделить 115 млн долларов. В итоге в 1902 году США купили разорившийся французский проект всего лишь за 40 млн долларов.
Из-за сложных отношений США с Колумбией процесс застопорился. Колумбия согласна была отдавать Соединенным Штатам территорию в аренду сроком на 100 лет и все возведённые французской компанией сооружения переходили безвозмездно ей. Вдруг Панама заявляет о желании стать самостоятельным государством и Америка ставит шах и мат Колумбии: при содействии военного флота США и Бюно-Варильи который возглавил сепаратистское движение, Панаме удаётся отделиться от Колумбии. В честь этого построена площадь Независимости, о которой я упоминал в прошлой статье. От имени Панамы договор с США о правах на Панамский канал подписал француз Бюно-Варилья за 2 часа до прибытия официальной делегации Панамы. Поэтому понятно что условия договора были явно не на стороне Панамы – канал предоставлялся США в бессрочное пользование.
Штаты получили в полное распоряжение территорию в 1400 кв. км для строительства канала. Работы начались в 1904 году, но в этот раз за счёт государственного финансирования и по другому проекту: со шлюзами, искусственными озерами и плотинами.
Для уничтожения малярийных разносчиков 1500 человек произвели масштабную экспедицию. Было вырублено и сожжено 30 квадратных километров растительности, осушено 80 гектар болот, вырыто 76 км водоотводных канав, восстановлено 600 км старых рвов и разбрызгано 570 тысяч литров масел, уничтожающих комариные личинки. Строительство канала велось инженерами американской армии. Главным инженером был Джон Стивенс. На строительство канала потребовалось 10 лет, $400 млн и 70 тысяч рабочих из 30 стран мира, из которых около 5600 человек погибло. Они бурили скалы, взрывали холмы, рыли каналы, перестраивали железную дорогу чтобы вывозить землю. В общей сложности было удалено 200 миллионов кубометров земли! Был построен и армейский городок для гарнизона охраны канала, который просуществовал аж до 2000 года. Там работало около 50 тысяч военных и гражданских специалистов. По сути до сих пор Панамский канал — был и остаётся одним из важнейших охраняемых объектов в мире.
Первое океанское судно “Анкон” прошло через Панамский канал 15 августа 1914 года, а официальное открытие состоялось только в 1920 году. В общей сложности канал строили целых 33 года. Канал контролировался США вплоть до 31 декабря 1999 года, но после почти 90-летней борьбы зона канала перешла полностью под юрисдикцию Панамы и военные базы США демонтировались.
Начнём проходить канал от города Панама-сити – Тихоокеанской стороны, до города Колон – с Атлантической стороны. Среднее время прохода судна по каналу — 9 часов, минимальное — 4 часа 10 минут. На фото cправа – мост обеих Америк (исп. – Puente de las Americas). Он уже упоминался в этой статье. Уходя под него мы и направимся в сторону Карибского моря.
P.S. Все фотографии при нажатии открываются в большом размере. Также возможен просмотр фото в полноэкранном режиме и увеличение до их оригинального размера.
Вход в Панамский канал со стороны Тихого океана на карте.
Для наглядности системы шлюзов я приведу схематическую зарисовку Панамского канала.
Со стороны Панамской бухты расположены две системы шлюзов Мирафлорэс (исп. – Esclusas de Miraflores) и Пэдро Мигель (исп. – Esclusas de Pedro Miguel) , которые поднимают суда на 26 метров. Все шлюзы канала – двухниточные, т.е. возможно движение судов в разных направлениях, но на практике они движутся в одном направлении. Сначала шлюзы Мирафлорэс – как 2 ступени, поднимают судно примерно по 9 метров каждый.
Вид на шлюзы с судна – справа здание с обзорной площадкой шлюзов Мирафлорэс на четвертом этаже, откуда открывается прекрасный вид на южное устье канала.
Это главная туристическая достопримечательность страны. На фото ниже – то же здание с обратной стороны, вид с берега.
Памятник железной дороге, которая много раз перестраивалась чтобы вывозить выкопанную землю во время строительства.
С площадки можно лицезреть работу колоссальных семисоттонных шлюзовых ворот. Обратите внимание на разницу уровней воды, до ворот – уровень океана.
Ширина шлюзовой камеры – 33,5, длина – 304,8 и глубина – 12,8 метров. Каждая камера вмещает 101 тысячу куб. метров воды. Всего в канале работают 12 шлюзовых ворот (3 пары двойных на концах шлюзов). Толщина ворот на концах канала – 2,1 м.
На обзорной площадке рассказывают про каждое судно проходящее канал в текущий момент, его маршрут следования и тип груза. Например это судно -сухогруз сейчас проходит шлюз Мирафлорэс и скоро выйдет в Тихий океан.
Проводка крупных судов через шлюзы обеспечивается специальными небольшими железнодорожными локомотивами на электрической тяге (их называют “мулы”). Эта технология была использована впервые в мире. Каждый из таких “мулов” весит 55 тонн.
Кроме локомотивов судам помогают маневрировать буксиры длиной 30 метров, мощностью 5000 л.с.
Для “растяжки” судов таких размеров необходимо 8 “мулов”. Судно использует двигатель для движения , а мулы страхуют его от ударов о стенки шлюза, натягивая металлические тросы прикрепленные к носу и корме судна. Часто расстояние от борта судна до стенок шлюза всего пару десятков сантиметров.
Для этих операции на судно с лодки высаживаются рабочие канала и заводят тросы на борт. Затем во время прохода по озеру, как и свойственно латиносам – они валяют дурака, дремают на палубе, продают сувениры или что-то напряженно обсуждают на испанском. Эти ребята пытались толкнуть мне купюру в 2$ за 20$, но я предпочел купить у одного из них гамак=)
На этом фото видны пропорции человека к размерам ворот шлюза (правее центрального соединения ворот). На заднем фоне – судно сухогруз идущее в Тихий океан.
В среднем один проход канала стоит около 100 000$ но цена зависит от водоизмещения судна. Поэтому не удивительно что доходы от пошлин Панамского канала ежегодно составляют 6% ВВП страны. Рекорды по оплате на 1 июля 2016 года : максимальная – 829 тысяч $ (337 метровый контейнеровоз) и минимальная – 36 центов. Это цена за водоизмещение американца который проплыл шлюзы в далеком 1928 году =)
Пример того что не всегда канал проходят только большие суда. Плата за небольшую яхту до 15 метров – от 500$.
Забавно – если совместить названия яхт и перевести то получится что то вроде – “Расслабься, викинг”.
Ну что же , нам тоже пора расслабиться от чтения. Надеюсь Вам было интересно.
Вы также можете почитать другие мои статьи о Панаме:
Спасибо за внимание! О продолжении прохождения Панамского канала читайте в следующей статье. Оставайтесь на связи подписывайтесь на блог, Вас ждут новые приключения!